"Татнефть" не пускают к моторам
3 октября 2005 года

Конфликт вокруг строительства АЗС «Татнефти» возник еще в 2001 году, когда ее дочерняя компания «Татнефть-АЗС Казань» предприняла попытку согласовать необходимые для начала строительства документы с близлежащими оборонными предприятиями Авиастроительного района (на отводимой под АЗС территории проходят их инженерные коммуникации). Однако прежний гендиректор Казанского моторостроительного производственного объединения (КМПО) Александр Павлов выступил против возведения АЗС на площади Моторостроителей, его поддержали и жители микрорайона. И хотя земельный участок площадью 0,126 га был передан городскими властями в аренду «Татнефти», нефтяники так и не смогли начать строительство.
На этой неделе «Татнефть-АЗС Казань», чей срок аренды земли истекает в 2006 году, вновь столкнулась с сопротивлением жильцов. Они дважды выступали на митинге против АЗС, считая, что ее строительство на территории сквера ухудшит окружающую среду.
Однако наиболее активным противником строительства АЗС на площади Моторостроителей вновь выступила администрация КМПО. Как сообщил „Ъ“ директор по социальному развитию и корпоративной собственности КМПО Сергей Батин, руководство завода отказалось подписывать ордер на проведение землеустроительных работ, без согласия которого «Татнефть-АЗС Казань» не вправе приступать к строительным работам. Между тем, согласие на возведение АЗС подписали 37 контрольно-надзорных органов, включая санитарные, экологические и противопожарные службы города.
По словам Сергея Батина, «Татнефть-АЗС Казань» предлагались альтернативные участки для строительства АЗС, но ни один из предложенных вариантов компанию не устроил.
Генеральный директор «Татнефть-АЗС Казань» Митхат Тенишев сообщил „Ъ“, что проект застройки АЗС получил положительное заключение всех контролирующих органов. «В ближайшее время мы начнем строительство АЗС, поскольку постановление главы администрации города пока никто не отменял», — заявил он, добавив, что в случае воспрепятствования их работе компания будет обращаться в прокуратуру. По его мнению, конфликт искусственно нагнетается руководством КМПО. «Использование в этих дрязгах детей, по меньшей мере, аморально», — возмутился он, напомнив, что подобные конфликты инспирировались против «Татнефти» при строительстве АЗС в других районах Казани. На вопрос „Ъ“ о том, обсуждались ли другие варианты строительства АЗС, господин Тенишев ответил категорично. «Такой вопрос даже не рассматривался, — сказал он. — Если есть действующее постановление администрации, то кто вправе его рассматривать?» Он считает, что переход на другой участок невозможен, так как его компания понесла расходы около двух млн рублей и их будет некому предъявлять для возмещения.
Между тем, у гендиректора КМПО Дамира Каримуллина есть свои планы по обустройству спорной земли. Руководство завода хотело бы разбить здесь сквер для ветеранов завода в преддверии его 75-летнего юбилея.
Как стало известно „Ъ“, обоснованность отвода земельного участка по запросу депутатов Госсовета проверяла прокуратура РТ и пришла к выводу о необходимости корректировки проекта застройки «с учетом режима использования прилегающих территорий» и рекомендовала провести публичные слушания.
Как сообщили „Ъ“ в ГлавАПУ, в случае несогласия жителей на строительство АЗС Градостроительный кодекс РФ позволяет муниципальным властям созвать публичные слушания. Вчера заместитель главы администрации Авиастроительного района Казани Айрат Шаехов заявил „Ъ“, что поддерживает этот способ разрешения ситуации. Вопреки компромиссному варианту подрядная организация ООО СМУ-7 Альметьевска по разрешению Госархстройнадзора РТ уже приступила к ограждению территории под застройку.
Очевидно, что ажиотаж вокруг строительства этой АЗС подогревается слухами о предстоящем сокращении земельных участков, отводимых под целевую застройку АЗС. Ведь последние 10 лет в отсутствии генерального плана строительства Казани автозаправочные станции возводились хаотично, а в 2005 году участки под АЗС вообще не выставлялись на продажу. Как сообщили в Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана, большинство участков передается в аренду по постановлению администрации Казани, чьи решения нередко вызывают недовольство граждан. В подобной ситуации оказалась фирма «Канон», которая в течение трех лет не смогла преодолеть противостояние жителей улицы Болотникова (на днях ей предложено новое место на улице Рихарда Зорге — „Ъ“).
Администрация города решила упорядочить застройку. Как сообщили „Ъ“ в ГлавАПУ, мэрия заказала разработку проекта комплексной схемы размещения объектов, обслуживающих автомобильный транспорт. После ее утверждения депутатами Казанской городской думы землеотведение будет происходить по плану, но в нем не предусматривается увеличения их числа. По мнению начальника управления градорегулирования Венеры Мухаметзяновой, инфраструктура Казани уже насыщена действующими АЗС.
Очевидно, что накануне принятия этого документа топливные операторы будут отстаивать каждую пядь свободной земли.

Луиза ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Казань"